Талантливые и прославленные
В третьей главе рассказываем о ярких представителях культуры и спорта — Красноярском ансамбле танца Сибири имени Михаила Годенко, регбийных клубах «Красный яр» и «Енисей-СТМ», хоккейном клубе «Енисей».
Красноярский ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко
Один из ведущих коллективов России, известный своими яркими и неповторимыми программами, основанными на традициях народного танца.
В 1946 году в Красноярске был собран хор народной песни под руководством Самуила Карловича Мусина. Несмотря на попытку создать самобытный коллектив, привлекая к сотрудничеству красноярских композиторов, хореографов и краеведов, репертуар ансамбля был разнородным. Если хор стремился к академической переработке народных мотивов, то танцевальная труппа пыталась адаптировать к большой сцене образцы именно региональной культуры Сибири. Несмотря на популярность коллектива, возникший творческий диссонанс разрешить так и не удалось.
В 1959 году, когда ансамбль находился на гастролях в Сталинграде, присутствовавшие на выступлении члены комиссии Министерства культуры СССР порекомендовали оставить либо только хор, либо только танцевальную группу. Было принято необычное решение строить коллектив вокруг танцоров, в результате чего возник Сибирский (Красноярский) ансамбль народного танца, руководителем которого был назначен Яков Абрамович Коломейский.
В начале существования Красноярского ансамбля его художественным консультантом был Игорь Александрович Моисеев, возглавлявший Государственный ансамбль народного танца СССР (ГАНТ СССР), сторонник минимального вмешательства балетмейстера в народные мотивы, что накладывалось на консервативные взгляды Я.А. Коломейского. Из-за этого коллективу в первые годы существования было трудно найти свою самобытность, он рисковал стать ещё одним региональным коллективом, копирующим структуру ГАНТ СССР, но всё изменилось с приходом на пост художественного руководителя Михаила Семёновича Годенко в 1963 году.
Творческий путь Михаила Семёновича был разнообразным, он принимал участие в творчестве военных ансамблей, постановках оперетт, а в 1963 году работал в Северном русском народном хоре. Там склонный к экспериментам Годенко разошёлся во взглядах на репертуар хора с пришедшей на пост руководителя в 1960 году Ниной Константиновной Мешко. В Красноярске как раз требовался человек со свежим взглядом, поэтому здесь Михаил Семёнович мог получить необходимую творческую свободу.
С приходом Годенко ансамбль получил название Красноярский государственный ансамбль танца Сибири. Именно Годенко формирует отличительные особенности, благодаря которым коллектив всемирно известен сейчас. Танцевальные номера становятся более театрализованными, чаще используется реквизит, что обогащает выразительность, в некоторых программах появляется прослеживаемый сквозной сюжет. Сам Михаил Семёнович часто говорил, что ему важно показать вневременность народных мотивов, а потому часто в костюмах танцоров прослеживалось смешение фольклорного и современного. Помимо этого, критики часто обращали внимание на быстрый темп, присущий Годенко. Танцоры, работавшие с ним, также вспоминали его способность видеть танцевальную программу от начала и до конца во всех подробностях. Ему был присущ стиль «демократа-деспота». Создавая танцевальную программу, он с готовностью прислушивался к мнению танцоров, но на репетициях, как только программа обретала очертания в его видении, не позволял менять задуманное.
В 1965 году Михаилу Годенко было присвоено звание заслуженного артиста Тувинской АССР, в 1970 году – народного артиста РСФСР, а в 1977 – народного артиста СССР. В 1985 году руководитель ансамбля танца Сибири был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Его постановочно-художественная работа на Олимпийских играх 1980 года в Москве была отмечена Государственной премией СССР. В те же годы творческий коллектив получил немало наград: орден Труда I степени во Вьетнаме, Золотую медаль в Тунисе, премию Всесоюзного Ленинского комсомола; более двадцати почётных званий заслуженных и народных артистов России.
В течение 28 лет своей работы Годенко осуществил более 150 хореографических постановок. Последним его шедевром стал «Вечерний звон».
90-е годы, после потери руководителя, оказались нелёгкими в творческой биографии коллектива. Ответственность за судьбу ансамбля возложил на себя Александр Самуилович Давидович (автор номеров «На скамейке», «Зацвела черёмуха», «Гусарская кадриль», «Сибирская удаль» и других) – друг и соратник Годенко, заслуженный работник культуры России и Грузии. Под его руководством коллективу удалось сохранить высокий профессиональный уровень.
В 1995 году за выдающиеся заслуги в области советской и российской хореографии решением коллегии Министерства культуры России ансамблю было присвоено звание академического. В 2008 году коллектив стал лауреатом программы «100 лучших товаров России» по предоставлению культурной услуги «Показ танцевально-музыкальных коллективов». В январе 2009 года ансамблю был присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края.
Летом 2011 года состоялись гастроли ансамбля по регионам Северо-Кавказского федерального округа и городам республики Абхазия.
Красноярский государственный ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко на протяжении 50 лет является визитной карточкой культуры Красноярского края. Ансамбль выступал на крупнейших сценических площадках более чем 70 стран мира.
За годы существования в нём выступало более двадцати заслуженных и народных артистов России, среди них ведущие солисты — народные артисты России Людмила Коркина, Лидия Дзьобак, Аркадий Кондаков; заслуженные артисты России Валерий Борисов, Иван Черемисин и другие.
«Красный Яр» и «Енисей-СТМ»
В 1969 году преподаватель Красноярского политехнического института Леонид Тихонович Сабинин принял решение организовать в вузе секцию регби. Возникшая команда получила название «Политехник».
Первое время коллектив существовал на упорстве и энтузиазме, спортивного инвентаря не хватало, не было определено место для тренировок.
«Крещение боем» команда получила уже в 1970 году на турнире в рамках отбора на первенство РСФСР среди студентов. Красноярцы уступили новокузнецкой команде Сибирского металлургического института, но сумели показать себя. Вскоре «Политехник» стал регулярно выступать в студенческом первенстве. Постепенно команда становилась всё более заметной в студенческом спорте и руководство ВУЗа показывало всё большую благосклонность, выделило поле для тренировок, стало финансировать поездки.
Вскоре шефство над регбистами взяли на себя строительные организации. При их поддержке, под громоздким названием «ЭкскаваторТяжСтрой» команда вошла в профессиональный спорт. Появились возможности и потребность комплектовать команду не из студентов, а выращивать новое поколение спортсменов с раннего детства, при коллективе появилась детская секция.
В 1988 году «ЭТС» впервые завоевала серебро на Чемпионате СССР, а в 1990 году добились золота, но уже под другим названием «Красный Яр». В это же время появляется и логотип команды – сокол-сапсан в виде стилизованных букв «К» и «Я».
Распад СССР больно ударил по российскому регби. Бывшие советские республики заявили о проведении своих чемпионатов и участвовать в российских турнирах отказались. В этот период Красноярску удаётся стать столицей российского регби, ведь город не только сохранил славный коллектив «Красного Яра», но и «младшие братья» из «Енисей-СТМ» начали всё громче заявлять о себе.
Отсылка к родственным связям клубов сделана не только из-за их землячества. Коллектив «Сибтяжмаша» основал в 1975 году бывший игрок сабининского «Политеха» Владимир Кучинский. Команда получила название «Труд» в честь крайсовета этого спортивного общества. В неё вошли молодые специалисты и рабочие цехов и отделов завода, а также игроки команды «Политехник».
В 1978 году “Труд” добился первого успеха: заняв второе место в зональном турнире, красноярцы обеспечили себе одну из путёвок в финал чемпионата РСФСР.
В 1979 году на пост председателя комитета физической культуры пришёл Владлен Григорьевич Кузнецов, считавший регби бесперспективным спортом. Предпринимались попытки закрыть секцию, оставив её без финансирования. В результате разногласий ушёл основатель команды Владимир Кучинский. Но спортсмены с таким вердиктом не согласились и бросились “в бой”. Благодаря их вмешательству, конфликт между КФК и регбистами вышел далеко за пределы кабинетов. Эту ситуацию широко освещала газета «Красноярский комсомолец», что вынудило администрацию завода вмешаться. Под всеобщим давлением Кузнецов сдался и дал команде «зелёный свет».
Под новым названием «Сибтяжмаш» возглавляемая тренером Владимиром Кичайкиным команда принялась активно привлекать учащихся подшефных заводу школ и техникумов, благодаря чему создала сильный молодой костяк игроков. Но выбиться в профессиональную лигу так и не удавалось. «СТМ» стали неофициально воспринимать как полигон для подготовки регбистов к выступлению на профессиональном уровне в составе «Политехника». К слову, «Политехник» предлагал руководству завода официально взять «СТМ» под «своё крыло», но сибтяжмашевцы во что бы то ни стало хотели выйти на всесоюзный уровень своими силами.
Это им удалось спустя восемь лет, в 1987 году. В финале первенства РСФСР, проводившегося на полях Красноярска, Сосновоборска и Большой Мурты, «СТМ» на первом этапе сумел занять в своей группе 2-е место.
Благодаря удачному результату 87-го года на следующий сезон “Сибтяжмаш” оказался в числе участников турнира лучших команд РСФСР, оспаривающих право играть в первой союзной лиге. На Всесоюзном чемпионате команда заняла третье место. Это были первые в истории клуба медали.
В начале 1990-х во главу команды встаёт тренерский дуэт Валериан Багдасаров – Александр Первухин (в роли играющего тренера). Новое руководство взяло курс на перестройку состава, максимально насыщая его воспитанниками СДЮШОР по регби, перешедшей в том году под патронаж краевого спорткомитета.
Стратегический подход со ставкой на перспективную молодёжь привел к тому, что всё чётче стали вырисовываться черты фирменного стиля «СТМ», в основу которого легли идеально отточенные розыгрыши “коридоров” с последующими быстрыми и результативными атаками.
Поначалу попытки заводской команды соперничать с могучим «Красным Яром» воспринимались скептически, но уже через пару лет «Енисей» бился с «Яром» на равных, а в 1999 году завоевал свой первый чемпионский титул, обойдя «старших братьев».
В 2000 году «Красный Яр» возвращает себе чемпионский титул. А в 2001 году, в десятый раз становится чемпионом страны! И вновь в суперфинальной серии «Красный Яр» сильнее земляков-соперников из «Енисея-СТМ».
С тех пор соперничество двух красноярских клубов «Красный Яр» и «Енисей-СТМ» стало принципиальным, а «красноярское дерби» – ярчайшим событием российского регби.
«Енисей» — клуб по хоккею с мячом
Хоккейный клуб «Енисей» появился осенью 1934 года на базе завода Красмаш. На тот момент в Красноярске уже было два хоккейных клуба: «Локомотив», основанный в 1922 году при Красноярской железной дороге, и «Динамо», основанный в 1924 году при городском УНКВД.
Долгое время красмашевцы находились в тени своих земляков, регулярно выступая на первенствах города и края, но без призовых мест.
Летом 1959 года «Енисею» удалось собрать под своим крылом многих хоккеистов Красноярска из разряда лучших, но это не помогло команде совершить прорыв. Если сезон Чемпионата СССР 1959-1960 команде удалось завершить относительно достойно, то следующий начался с семи поражений подряд.
После подобного конфуза звёздные игроки предпочли покинуть клуб, перейдя в «Торпедо» на Комбайновом заводе. До конца сезона ситуацию выправить не удалось и место в классе «А» красноярцам удалось сохранить только благодаря победе в дополнительном матче на нейтральном поле над иркутским «Локомотивом» со счётом 2:0. Но радость оказалась преждевременной: затеянная летом 1961 года реорганизация класса «А» оставила за бортом не только иркутскую команду, но и красноярскую.
В класс сильнейших «Енисею» удалось вернуться ненадолго в 1963 году. И лишь в 1965 красмашевцы сумели прочно закрепить за собой место в классе «А».
Постепенно за командой закрепился статус «крепкого середняка». Иногда хоккеистам Красмаша удавалось показывать высокий уровень мастерства, как в сезоне 1967-1968 годов, когда «Енисей» одержал на старте Чемпионата СССР восемь побед подряд. По этому случаю единственная в то время спортивная газета страны «Советский спорт» посвятила «Енисею» большой материал под заголовком «Енисей» разбушевался». Но поддерживать этот уровень на протяжении всего сезона красмашевцы не смогли и закончили чемпионат на 7-м месте. А в трёх сезонах с 1972 по 1974 год команда и вовсе чуть не вылетела из класса «А».
И всё же именно в сезоне 1974 года в судьбе команды случилось одно знаменательное событие. 24 февраля в матче против «Уральского трубника» в составе «Енисея» дебютировали совсем юные Сергей Ломанов, Андрей Пашкин и Виталий Савлук. Как показали дальнейшие события, именно они стали «первыми ласточками» по-настоящему «золотого» поколения нашей команды.
В Красноярске с 1950-х по 1960-е родилось целое поколение будущих звёзд хоккея. Помимо вышеназванного трио в скором времени в команде появились Виктор Шакалин, Юрий Першин, Юрий Лахонин, Виталий Ануфриенко, Сергей Шилов, Михаил Лещинский. Эта молодежь при поддержке чуть более опытных Виктора Ломанова, Юрия Иванова и Владимира Куманева в скором времени стала представлять собой очень грозную силу.
11 марта 1978 года переполненный стадион «Енисей» приветствовал первый большой успех команды. Обыграв в заключительном матче чемпионата кемеровский «Кузбасс» со счётом 20:5 красноярцы завоевали бронзовые медали.
Сезон 1979-1980 годов команда начала с уверенной череды домашних побед, но первый же выездной матч – поражение. Красмашевцам удалось взять себя в руки и последующие матчи завершились победой «Енисея», а 8 марта 1980 года обыграв на родном стадионе калининградский «Вымпел» со счётом 4:2, красноярский клуб обеспечил себе первый чемпионский титул в истории.
Так началась беспрецедентная чемпионская серия в истории отечественного хоккея: десять лет подряд «Енисей» никому не отдавал чемпионское звание. В 1984 году «Енисею» удался золотой «дубль», когда к чемпионскому званию команда добавила титул обладателя Кубка СССР. Ну и, конечно, немаловажно то, что многочисленные достижения внутри страны были подтверждены успехами на международной арене. Шесть раз «Енисей» выигрывал Кубок европейских чемпионов и дважды – Кубок Мира.
В 1991 году команда завоевала одиннадцатое подряд чемпионство и, вместе со всей страной, ушла в болезненный процесс смены поколений. Многих звёздных игроков сманили шведские клубы, из-за чего «Енисей» занял 5-е место в сезоне 1992 года, а в следующем и вовсе рухнул на 17-е.
После этого последовал катарсис команды, главный тренер команды Виктор Ломанов решился на замену ветеранов 80-х игроками 17-20 лет. Время показало, что «свежая кровь» отлично усвоилась организмом.
В 1995 году произошло ещё одно знаменательное событие: из Швеции в родной город вернулись легенды «золотого» «Енисея» Сергей Ломанов, Виталий Ануфриенко и Юрий Першин. Вскоре Ломанов занял пост главного тренера команды, а Ануфриенко с Першиным стали своеобразными «дядьками» для своих молодых партнёров. В том же году на стадионе «Енисей» было построена установка для производства искусственного льда, что позволило хоккеистам резко увеличить объём тренировок.
Все эти факторы привели к тому, что красноярцы уже в 1997 году включились в борьбу за самые высокие места. Трижды подряд (в 1997, 1998 и 1999 годах) «Енисей» выигрывал Кубок России. Летом 1997 года в первую команду влился сын главного тренера «Енисея» Сергей Ломанов-младший.
Стык 90-х и 2000-х годов прошёл в ярком и эмоциональном противостоянии «Енисея» с бессменным лидером российского хоккея – архангельским «Водником». За пять лет эти команды четыре раза встречались в финальных матчах чемпионатов России и подарили своим болельщикам целую череду ярких и упорнейших матчей. В двух противостояниях из четырёх успех соперникам принесло лишь микроскопическое преимущество в голах, забитых на чужом поле. В сезоне 1999 года удача улыбнулась «Воднику», а в 2001-м – «Енисею».
К 2004 году команда вновь вошла в состав главных претендентов на чемпионство. Однако вновь, как и десятью годами ранее, команду начали покидать ведущие игроки, полноценно заменить которых было некому. В последние сезоны «Енисей» вновь превратился в твёрдого середняка высшей лиги, занимая места с 7-го по 10-е.
Летом 2008 года после трёхлетнего перерыва на тренерский мостик вернулся Сергей Ломанов-старший, а в «Енисей» вернулись игроки чемпионского состава команды 2001 года: Сергей Ломанов-младший, Анатолий Суздалев, Евгений Швецов. Вернулся в команду Антон Савлук, также пришли вратарь Александр Евтин, полузащитник Максим Ширяев и нападающий Сергей Почкунов. Пусть это не привело к сиюминутному триумфу, игроки «Енисея» стали массово включаться в национальную сборную на международных турнирах.
И вот опыт международных состязаний начал сказываться на национальных: в 2014, 2015 и 2016 годах «Енисей» завоёвывал звание чемпиона России.
Последнее на данный момент (октябрь 2024 года) чемпионство «Енисей» завоевал в сезоне 2020 года.
Фото: фонды Красноярского краевого краеведческого музея
Фото на обложке: Н.М. Мищенко