Река жизни

Енисей течёт по Сибири с юга на север, связывая три региона – Красноярский край, Туву и Хакасию. Название реки на эвенкийском языке звучит как «Ионесси», а переводится просто — «Большая вода». И это правда, её годовой сток достигает 624 км3, что делает Енисей самой полноводной рекой России. Она образуется путем слияния Большого и Малого Енисея близ тувинского города Кызыл в географическом центре Азии.

Енисей у выхода из Саян в минусинскую степь. 1900-е
Тугаринов А.Я. Слияние Бий-хема и Каа-хема (начало Енисея). Город Белоцарск (Кызыл). 1915 г.
Тугаринов А.Я. Слияние Бий-хема и Каа-хема (начало Енисея). Город Белоцарск (Кызыл). 1915
Остроумов Н.А. Ефремова бухта, Енисейский залив. 1931

Впадает река в Енисейский залив Карского моря. Длина реки – 3487 км. Это протяжённость от места слияния Малого и Большого Енисея. Если же измерять ее от истока Малого Енисея, то длина составит 4102 км. Площадь бассейна более 2,5 млн км2, берега покрыты в основном тайгой и болотами. Вдоль русла расположены и крупные города, среди которых Красноярск, Абакан, Саяногорск, Минусинск и другие. Енисей делит территорию России примерно пополам.

Малобицкий С.О. Река Ангара в районе впадения в Енисей. 1950-е

От Саянских гор до Северного Ледовитого океана река пересекает все основные климатические зоны Сибири. У Енисея более 300 притоков: от крупнейшего — Ангары — до мелких ручьёв.

Человек с древнейших времён населял берега могучей реки. Енисей давал людям рыбу, по нему проходило сообщение между племенами и народами.

Рыба каменная с 2 противолежащими головами, 3 отверстиями и гравированными изображениями на туловище. Изображения на туловище – янусовидные фигуры с головами тайменя (?) и выдры (?). Неолит. IV-III тыс. до н.э. Была найдена в Северном Приангарье

По Енисею – с севера на юг, шло освоение русскими территорий будущего Красноярского края. Придя к берегам реки из «Златокипящей Мангазеи» казаки и переселенцы, промысловики, в XVII веке поднимались всё выше по Енисею, дойдя к концу века до Саян и степей Минусинской котловины. Основанный в 1619 году Енисейский острог стал важным экономическим и административным центром, откуда шло продвижение русских не только на юг, но и на восток. В 1628 году был основан Красноярский острог, давший начало столице края.

Кибас плетёный. Конец XIX в.
Кибас – специальное грузило для сети,
изготовлявшееся из камня и дерева
Малобицкий С.О. «Богаты низовья Енисея первосортной рыбой (муксун)». 1939

Тугаринов А.Я. Река Енисей у Красноярска. 1913

Попов. Илимка с продуктами для приисков. 1908

Промышленное освоение Енисея началось только в XIX столетии после открытия в его бассейне богатых залежей полезных ископаемых, прежде всего золота и угля. Возрастает транспортная значимость реки. Долгое время на далёкие северные прииски грузы доставляют на дощатых лодках-илимках, которые могли перевозить грузы до нескольких тонн. Использовали такие лодки вплоть до второй половины XX века.

Елисеев М. Пароход «Енисей». 1912

Первый пароход на Енисее появился в 1863 году, он был построен в Енисейске под руководством вольноотпущенного бывшего крепостного, механика-самоучки Худякова, и получил название «Енисей». Он осуществлял навигацию только вниз по течению реки, в Красноярск первый пароход не мог пробиться из-за Казачинских порогов.

В 1870-е годы, благодаря экспедициям Сидорова, Сибирякова, Норденшельда, Виггинса, был установлен морской путь из Европы к устью Енисея. Сибирские купцы получили возможность покупать за границей готовые пароходы, так в 1878 году, купленный А.Н. Гадаловым пароход «Москва» прибыл на Енисей, и с большими усилиями, при помощи бурлаков, преодолел Казачинские пороги и дошёл до Красноярска. В 1881 году экспедиция Кноппа доставила на Енисей пароход «Дальман», который также был куплен Гадаловым и переименован в «Дедушку». Новый пароход, обладая сильными машинами, относительно легко преодолевал пороги, и начал совершать рейсы между Красноярском и Енисейском постоянно.

Пароход «Дедушка» на Енисее. Начало ХХ века

В 1883 году началось строительство Обь-Енисейского канала, который должен был крепко связать две крупнейшие сибирские водные системы. Строительство длилось 15 лет, но оправдать возложенные на него надежды канал так и не смог. Он получился слишком мелким и узким и не мог конкурировать с появившейся в это время транссибирской железнодорожной магистралью. В 1920-е годы работы на канале были остановлены и сейчас он находится в заброшенном состоянии.

Востротин С.В. Наши водные пути в Сибирь. Северный морской торговый путь. Обь-Енисейский канал и внутренний водный транзитный путь.
Малобицкий С.О. Порт Игарка. Погрузка иностранных кораблей ночью. 1936

Уже в XX веке продолжается развитие Северного морского пути, значение которого для молодой советской страны трудно переоценить. Морские суда из Европы заходят в Енисей, чтобы в Игарке взять на борт грузы с ценной ангарской сосной.

Малобицкий С.О. Порт и город Игарка. 1940

Прушинский С.Н. Порт Игарка. 1960-е

Для обеспечения работы Северного морского пути вдоль Енисея прокладываются воздушные трассы, а Красноярск превращается в основную авиабазу Главного Управления Севморпути.

Малобицкий С.О. Гидросамолёт на заправке в Волочанке Таймырского Национального округа. 1940

В 1930-е годы, когда по всей стране развернулась индустриализация, Красноярский край был определён как один из центров лесной промышленности.

Енисей тогда ещё не рассматривался как источник электроэнергии, так как Восточная Сибирь представлялась сейсмически опасным регионом, где нельзя строить плотины, тем более на такой полноводной и быстрой реке.

Но всё меняется во второй половине 1940-х годов – на Енисее и Ангаре начинаются изыскательные работы.

Река Енисей. Посёлок Скит. На этом месте будет построена Красноярская ГЭС. Из комплекта открыток «Енисей»

В итоге место для плотины на Енисее было определено неподалёку от посёлка Скит, на месте нынешнего Дивногорска – города гидростроителей. В 1956 году на площадке строительства начались подготовительные работы. 25 марта 1963 года непокорный Енисей был перекрыт. В 1967 году началось заполнение Красноярского водохранилища, в том же году запустили первые два гидроагрегата.

Маняфов Р.Т. Енисей в районе Саяно-Шушенской ГЭС. 1978
Пропуск паводка Саяно-Шушенской ГЭС. 1980

В 1972 году с оценкой «Отлично» Красноярская ГЭС была принята Государственной комиссией в эксплуатацию. На тот момент она была самой мощной гидроэлектростанцией в СССР. Но вторая ГЭС, построенная на Енисее, побила рекорд первой.

Проектирование Саяно-Шушенской ГЭС началось в 1956 году, место новой плотины было выбрано в районе «Саянского коридора», где находились непроходимые для судов пороги.

Турбинные водоводы агрегатов № 1-4 Саяно-Шушенской ГЭС. Июль 1980

Гидростроители столкнулись с серьёзными трудностями при возведении плотины. Первоначально, согласно проектному заданию, строительство ГЭС предполагалось осуществить в 1963-1972 годах, но выдавать первую электроэнергию она начала только в декабре 1978 года. В постоянную эксплуатацию самая мощная в России гидроэлектростанция была принята ещё спустя 22 года уже в новом тысячелетии.

Есть на Енисее ещё одна совсем небольшая плотина Майнской ГЭС, регулирующая поток воды ниже по течению после Саяно-Шушенской гидроэлектростанции.

Лой Н.П. Майнская ГЭС. Начало стройки. 1982-1985
Афанасьев С.С.
Экслибрис «Перекрытие
Енисея в створе Майнской ГЭС». 1982

Сегодня невозможно представить экономику России без промышленных комплексов Западной и Восточной Сибири, объединённых в единое целое бассейном Енисей.
Енисей – это символ мощи, силы и красоты Сибири. Неудивительно, что он вызывает восхищение у всех, кто хоть раз увидел его своими глазами.

Антон Павлович Чехов, побывав в Красноярске, записал в своём дневнике:

Не в обиду будет сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей – могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовётся песнью; яркие золотые надежды сменились у него немочью, которую принято называть пессимизмом; на Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась…

А.П. Чехов
Яворский А.Л. Набор из семи картин. 1959
«Вечер над Енисеем»
«Над Колтаном»
«Енисей осенью»
«Каменная птица»
«Ночь над Енисеем»
«За караульным быком»
«Осень в горах»


Фото: фонд Красноярского краевого краеведческого музея
Иллюстрация на обложке: Шугинина Г.А. Пейзаж – вид на реку Енисей с гористыми берегами и одинокой лодочкой рыбака. 1989