Енисейские самородки

История четырёх самых известных уроженцев Красноярского края: Ивана Ярыгина, Дмитрия Хворостовского, Виктора Астафьева и Владимира Долгих.

Почтовая открытка «XXVI Международный турнир по вольной и женской борьбе серии голден гран-при «Иван Ярыгин» 23-25 января 2015». С автографом жены И.С. Ярыгина

Иван Сергеевич Ярыгин (1948-1997)

Сибирский богатырь, первый олимпийский чемпион из Красноярского края.

Родился 7 ноября 1948 года в селе Усть-Камзасс Кемеровской области, но позже семья переехала в посёлок Сизая Шушенского района. Отец – Сергей Николаевич, кузнец в леспромхозе и мать – Евдокия Павловна. Помимо Ивана в семье было девять братьев и сестёр.

Сизая сыграла очень большую роль в становлении будущего двукратного олимпийского чемпиона. Хорошая наследственность, таёжный воздух, кристально чистые воды Енисея, тяжёлый физический труд с отцом в кузнице и в огороде, всё это обусловило богатырское здоровье будущего чемпиона. Немаловажную роль сыграла и «нравственная экология» Сизой, которая проявлялась в повальном увлечении спортом.

По инициативе директора леспромхоза в посёлке было организованно футбольное поле, которое привлекало к себе всех мальчишек и даже взрослых мужчин. Распространена была и древняя русская забава – драка стенка на стенку. Несмотря на кажущийся хаос «поля битвы», именно там мальчишки получали уроки спортивной «злости» и благородства.

Первые шаги самостоятельной жизни Иван совершил в 16 лет, отправившись в Якутию монтажником буровых установок. На высоте свыше 50-ти метров, продуваемые холодными ветрами, монтажники делали свою тяжёлую работу. Здесь Ярыгин серьёзно закалил свой характер.

Вернувшись в Сизую, Иван наконец мог взяться за осуществление своей мечты – стать шофёром. Водители лесовозов в Сизой пользовались большим уважением, к тому же оплата их опасного труда (многие водители погибали на извилистых таёжных тропах, в их числе Василий Ярыгин, брат Ивана) была достойной, но ближайшая автошкола находилась в Абакане.

В.И. Чарков с дочерью и внуком. 1980. Фото: Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова
Заболотский В.И. Буровая установка на Ванкоре. 1990-е

Учась в автошколе, подрабатывая на местном мясокомбинате, Ярыгин также выступал за футбольную команду автошколы, имея определённую известность и перспективы. Но всё изменила одна судьбоносная встреча на первенстве Абакана по футболу.

На матче Иван встретил Владимира Ильича Чаркова директора борцовской школы и воспитанника Дмитрия Миндиашвили. Чарков разглядел в долговязом вратаре будущую легенду борьбы, но перспективный юноша чуть не «сорвался с крючка».

Долгими уговорами Чарков убедил Ярыгина поучаствовать на турнире по первенству в Хакасии. Иван с треском проиграл, заняв последнее место и решил больше никогда с борьбой не связываться, уехал домой в Сизую. Владимир Ильич был настойчив. Отправившись вслед за Иваном, проехал несколько десятков километров на одолженной у незнакомого человека лодке, чтобы убедить юношу попробовать ещё раз, после такого Ярыгин идти на попятную уже не решался.

Белоногов А.А. Дмитрий Георгиевич Миндиашвили. 1970
Белоногов А.А. Иван Ярыгин, серебряный призёр Европы. 1970-е

Чарков привёз Ивана в Красноярск, где представил Дмитрию Миндиашвили, на тот момент уже знаменитому тренеру, главной мечтой которого было создание в заснеженной Сибири сильной школы борьбы. С этого момента началась дружба, которую Миндиашвили и Ярыгин пронесли через всю жизнь.

Путь к первому олимпийскому золоту в Мюнхене в 1972 году был труден. За место в сборной Иван соперничал с Владимиром Гулюткиным и Шотой Ломидзе, более опытными и техничными атлетами. На тренерском совете в Стайках, где решался состав сборной, каждому тренеру было предложено оценить в процентах вероятность победы на Олимпиаде Гулюткина и Ярыгина. Гулюткин получил 96-98%, Ярыгин 98-99%. Решающим стало то, что Ярыгин был моложе и более активен на ковре, чем Гулюткин и Шота Ломидзе.

Мюнхенская Олимпиада-1972 завершилась триумфом. Швейцарец Ютцеллер побеждён за 22 секунды, борец из ГДР Бахман за 2 минуты, канадец Джонсон сопротивлялся около минуты, иранец Анвари 2 минуты. Остальные поединки Ярыгин также завершил досрочно, затратив на 7 поединков 8 минут 40 секунд из 63 максимальных. Это стало неофициальным рекордом вольной борьбы не только на Олимпиаде, но и международных соревнованиях вообще.

Венюков И.Б. Борец Иван Ярыгин в Красноярском аэропорту. 1972

Золотая олимпийская медаль Ярыгина была явным сигналом критикам и скептикам по всему миру – Красноярск прочно вошёл в состав выдающихся центров борьбы.

Карьера Ивана находилась на вершине, Универсиада-1973 не смогла предоставить сколько-нибудь серьёзных соперников, но предстояло пройти испытание славой.

«Победы одна за другой как-то сами собой подвели меня к мысли: зачем тратить так много времени на тренировки, зачем надрываться, если противники и без того ложатся? Не лучше ли уделить побольше времени семье?».

Всеобщая любовь принесла новую для него роль – общественного деятеля. Красноярцы верили, что к олимпийскому чемпиону власти так или иначе, но прислушаются, а потому обращались к нему за помощью. Ярыгину нравилась возможность помогать, ощущение нужности. Миндиашвили как мог увещевал воспитанника, но молодой максимализм Ивана перевесил все доводы разума. В результате болезненные поражения на чемпионате Европы в Мадриде и всесоюзном в Уфе. От отчаяния спасла родная Сизая.

Перед Олимпиадой в Монреале в 1976 году Ярыгин собрал все свои силы и, несмотря на ряд болезненных поражений, попал в сборную, завоевав второе олимпийское золото. Оно было последним в карьере борца.

Мищенко А.В. Ярыгин Иван Сергеевич. Заслуженный мастер спорта. Заслуженный тренер СССР. 1979
Артистка балета Наталья Чеховская на встрече с двукратным олимпийским чемпионом по вольной борьбе И. Ярыгиным. 1980

К тому моменту выросло новое поколение борцов, более молодых, более дерзких. На Олимпиаду в Москве принято решение отправить Илью Мате, перспективного молодого атлета (ставка оправдалась, за ним осталось золото Олимпиады-1980). Что касается Ярыгина, он принимает на себя роль страстного наблюдателя, поддерживает товарищей-олимпийцев с трибун и в зале.

Красноярцы пышно проводили своего кумира с борцовского ковра, а Иван вошёл в новую стадию жизни – тренерскую.

На посту главного тренера сборной СССР Иван Ярыгин застал распад Советского Союза и, соответственно, сборной. Под управлением сибиряка спортивная борьба в России с честью выдержала испытание, поэтому в 1993 году, когда была создана Федерация спортивной борьбы, на пост Президента был приглашён именно Ярыгин.

На посту президента Федерации спортивной борьбы Ярыгин сделал очень многое, чтобы не только сохранить достижения и славу советской борьбы, но и ввести новое поколение атлетов. Во многом помогла борцовская школа Сибири, выстроенная Миндиашвили и прославленная Ярыгиным. Но срок, отмеренный Ивану на посту президента был кратким… 11 октября 1997 года он погиб в автокатастрофе в Ставропольском крае, ему было 48 лет.

Имя Ивана Сергеевича Ярыгина прочно вошло в историю спортивной борьбы. Его жена Наталья Алексеевна возглавляет межрегиональный благотворительный общественный фонд содействия развитию спорта им. Ивана Ярыгина, активно развивает женскую борьбу в России, продолжая дело мужа. В Красноярске ежегодно проводится международный турнир «Гран-При Иван Ярыгин».

Открытка. Иван Сергеевич Ярыгин (1948-1997). Заслуженный мастер спорта по вольной борьбе. Двукратный олимпийский чемпион

Ланге А. Дмитрий Хворостовский. 2007

Дмитрий Александрович Хворостовский (1962-2017)

Золотой голос Сибири

Музыкальный талант Дмитрия Александровича Хворостовского во многом был предопределён его семьёй. В их доме всегда звучала музыка, оба родителя участвовали в студенческой самодеятельности, да и сблизила их именно музыка.

Новая семья образовалась 12 марта 1962 года, а 16 октября того же года родился Дмитрий, будущая легенда оперной сцены.

Александр Хворостовский, студент Технологического института, на сцене. 1961

Музыкальный слух у маленького Димы заметили рано, уже с четырёх лет, а в семь он поступил в музыкальную школу по специальности фортепиано, но отношения с преподавательницей у Хворостовского не сложились, она по сути отбила у мальчика тягу к инструменту. Только годы спустя, в педагогическом училище, Дмитрий попал к чуткому педагогу, разглядевшему затоптанные ростки таланта и вернувшему юноше любовь к фортепиано.

В педагогическом училище Дмитрий встретил Астанину Галину Алексеевну, которая пробудила в нём профессиональный интерес к вокалу, заставила поверить в свои возможности и научила ими пользоваться. Галина Алексеевна оставалась важным человеком в жизни Хворостовского и много позже выпуска из училища, даже после обретения учеником всемирной известности.

Дмитрий Хворостовский и его первый педагог по вокалу Галина Астанина. 2000
Дмитрий Хворостовский и его педагог Екатерина Иофель. 2000

В педагогическом училище Хворостовский получил и первые уроки сценического мастерства, исполняя оперные арии в студенческих спектаклях.
В 1982 году Дмитрий Хворостовский поступил в Красноярский институт искусств на вокальный факультет, в класс заслуженного деятеля искусств, профессора Екатерины Константиновны Иофель.

Загайнова Л.Ф. Дмитрий Хворостовский в роли Марулло в опере Верди «Риголетто». 1985
Бодряшкин В.В. Дмитрий Хворостовский в роли Евгения Онегина, Лариса Марзоева в роли Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». 1988

В 1988 году певец с отличием окончил институт. К этому времени он уже три года работал в Красноярском театре оперы и балета.

Первой профессиональной ролью Хворостовского стал Марулло в опере Джузеппе Верди «Риголетто» на сцене Красноярского театра оперы и балета 30 декабря 1984 года. Дмитрий на тот момент был студентом второго курса и на сцену попал в виде исключения, однако позже ролей становилось всё больше. Исполнение ролей Евгения Онегина в опере Петра Чайковского и Жоржа Жермона в «Травиате» Верди принесло юному артисту любовь красноярских зрителей. В обеих постановках Хворостовский играл в дуэте с Ларисой Марзоевой.

Одновременно с успешной сценической деятельностью, Хворостовский начал и конкурсную карьеру. Победа на Всероссийском конкурсе вокалистов в Перми в июле 1987 года открыла перед Дмитрием дорогу на всесоюзные конкурсы. Следующим шагом стал Всесоюзный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки, который проходил в Баку в октябре того же года. На нём юного исполнителя ожидал триумф и судьбоносная встреча. Ирина Константиновна Архипова, самая титулованная певица Советского Союза, солистка Большого театра, народная артистка СССР являлась бессменным членом жюри этого конкурса. Уже после первого тура она аплодировала Хворостовскому, что было не принято среди членов жюри. С этого момента она благоволила юному таланту и при подготовке к международному конкурсу в Кардиффе в 1989 году заявила: «Поеду только с Хворостовским».

Конкурс в Кардиффе был очень знаковым событием. Он проходил раз в два года, в нём принимали участие лучшие исполнители со всего мира, при этом победитель был только один. Второго и третьего места не существовало вообще, только один мог получить главный приз – хрустальную вазу и титул «Лучший голос мира». Помимо этого, конкурс транслировался по телеканалу BBC, поэтому победитель автоматически становился мировой сенсацией и целью охоты крупнейших музыкальных лейблов.

Фаворитом в Кардиффе считался валлиец Брин Терфель, который находился в родных стенах. Но победу одержал никому не известный юноша из далёкого Красноярска. После этого карьера Хворостовского понеслась экспрессом. Газеты пестрели громкими заголовками.

Дмитрий Хворостовский после победы в Кардиффе. 1989

«Самый молодой баритон, самое выразительное звучание», — New York Daily News.

«Он появился из неизвестности, а на следующий день за него идёт борьба», — Wiener Zeitung.

«Пришёл, спел — и победил!» — Times.

Известный музыкальный критик Франко Риццо писал: «Время от времени случается чудо, перед нами предстаёт волшебник, способный буквально околдовать аудиторию, полностью её заворожить. Двадцать лет назад таким нам явился Паваротти, сейчас — Хворостовский».

Перед молодым Хворостовским открылись двери лучших оперных сцен и концертных залов: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала. С ним подписал контракт звукозаписывающий лейбл Philips Classics. При этом, юный кумир не торопился принимать щедро посыпавшиеся предложения. «Чемпион по отказам от самых лестных предложений», — писали одни. «Господин нет», — вторили другие. Сам Хворостовский позже признавался, что просто был в смятении из-за столь внезапной и громкой славы.

В 1990 году Хворостовский простился с родным городом – дал бенефис в Красноярском театре оперы и балета и отправился делать сольную карьеру на Западе. Совместно с Philips Classics записывает 20 альбомов оперной классики и русских народных песен, даёт концерты по всему миру, но Красноярск отнюдь не забывает, регулярно приезжая с гастролями в родные стены.

Дмитрий Хворостовский в ролях: 1. Андрея Болконского (2003), 2. Фигаро (1994), 3. Князя Елецкого (1995), 4. Дон Жуана (1999)

На сцене малого концертного зала Красноярской филармонии красноярцы зачастую становятся первыми слушателями новых программ знаменитого земляка. Все концерты Хворостовского в родном городе до 2001 года были благотворительными. По настоянию певца прибыль от продажи билетов направлялась на завершение строительства его альма-матер – Красноярского института искусств. Студенты вокального отделения института и музыкальных училищ всегда получали возможность попасть на концерты бесплатно или посетить репетиции перед концертом.

И это было не исключением из правил, а скорее закономерностью, так как не только в Красноярске, но и по всей России Хворостовский даёт благотворительные концерты: в фонд реставрации Большого зала консерватории, в фонд музея Шаляпина, в фонд Фестиваля вокального искусства имени В.В. Барсовой и М.П. Максаковой, на материальную помощь студентам музыкального училища и т. д.

В 2015 году Дмитрий Хворостовский узнал о страшном диагнозе – рак мозга. Первым желанием певца было оказаться на Родине в России. Такой территорией в Лондоне оказалось посольство России. Дмитрий обратился к русскому послу в Великобритании с просьбой как можно скорее организовать концерт в здании посольства. Он состоялся в июле 2015 года. Из-за плохого самочувствия пришлось отменять многие договорённости с концертными площадками мира, в том числе и в Красноярске, людям предлагали сдать билеты, но они решили дождаться. Они верили, что Дмитрий ещё споёт в родных стенах. Он не мог не оправдать такого доверия и 2 июня 2017 года долгожданный концерт состоялся. В телевизионном интервью певец сказал: «Красноярск — мой родной город. Я должен был приехать и дать концерт. И приехал, несмотря ни на что! И смог выступить перед своими земляками, любовь которых ко мне невероятна и очень дорога моему сердцу. Такого потрясения, таких грандиозных чувств, на грани человеческих возможностей, я давно не испытывал».

Поклонники до последнего верили, что болезнь отступит, но 22 ноября 2017 года сердце гения перестало биться. По завещанию Дмитрия, его тело кремировали и прах разделили на две части. Одна захоронена в Москве, вторая на Родине в Красноярске.

В феврале 2018 года имя Хворостовского было присвоено Красноярскому театру оперы и балета. Именем Хворостовского назван самолёт Аэрофлота, Сибирский государственный институт искусств, международный аэропорт Красноярск.


В.П. Астафьев за письменным столом. Чусовой. 1956

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)

Писатель. Гражданин. Человек. Личность…

Виктор Петрович Астафьев – один из наиболее известных и любимых писателей русской литературы XX века. Его произведения, посвящённые жизни Сибири, её природе и людям, завоевали сердца миллионов читателей.

Родственники В. П. Астафьева. Первый ряд: справа – бабушка Екатерина Петровна Потылицына и её старшие сестры. Второй ряд: дед Илья Евграфович, дядя Николай Ильич с женой Натальей Михайловной. 1930-е

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Отец будущего писателя, Пётр Павлович, был известным на всю деревню гармонистом. Как вспоминал о нём Виктор Петрович: «Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько плясун, маленько охотник, маленько рыбак, маленько парикмахер и не маленько хвастун, был старшим сыном в семье своего отца, Павла Яковлевича…». С началом коллективизации, Петра Павловича зачислили в только что образованный колхоз работать на мельницу. Спустя какое-то время на мельнице произошла авария. За порчу социалистического имущества Петра Павловича посадили в тюрьму.

Мать, Лидия Ильинична, нанималась на подённые работы, пилила дрова, собирала ягоды. На вырученные деньги она, в том числе, собирала передачи супругу. В 1931 году Лидия Ильинична трагически погибла – утонула в Енисее. Лодка, в которой Лидия везла передачу в тюрьму, перевернулась.

Вскоре Петра Павловича осудили и отправили на пять лет на строительство Беломоро-Балтийского канала. Маленький Витя остался сиротой, поэтому его взяли к себе бабушка и дедушка по материнской линии Екатерина Петровна и Илья Евграфович Потылицыны.

Осенью 1934 года в Овсянку вернулся Пётр Павлович. Вернулся не как бывший заключённый, а как герой, ударник пятилетки. Неудивительно, что этот не растерявший былой удали и харизмы человек быстро вновь влился в среду односельчан и даже нашёл молодую супругу Таисию Ивановну. Вместе с молодой женой и сыном Пётр уехал в верховья Маны на лесоучасток Сосновка, где родился сын Николай. Средств к существованию катастрофически не хватало, и семья перебралась в Игарку, где как раз шло строительство морского порта.

Отношения с мачехой у Виктора не сложились, отец всё меньше внимания уделял сыну, поэтому он всё чаще стал убегать из дома. Ночевал где придётся, выживал как умел, пока его не пристроили в детский дом. Заведующим там был Василий Иванович Соколов. В годы Гражданской войны он служил в армии Колчака, сопровождал груз с золотым запасом. При Советской власти уехал в Заполярье, где быстро зарекомендовал себя квалифицированным специалистом. По воспоминаниям Астафьева, Соколов стал для него примером культурного образованного человека, воплощением благородства.

Игнатий Рождественский. 1930-1956

Как и многие беспризорники, Астафьев рос далеко не примерным юношей, несколько раз оставался на второй год, но в школе состоялось знакомство Вити Астафьева с человеком, который привил ему любовь к литературе – Игнатием Дмитриевичем Рождественским.

Игарская школа. В. П. Астафьев (с книжкой) среди членов литературного кружка

Слава поэта была ещё впереди, а тогда он был учителем литературы и русского языка в игарской школе и, несмотря на требовательность и порой грубость, сумел увлечь школьников красотой языка. Однажды Рождественский задал ученикам сочинение о коротких летних деньках и сам тут же уселся за свою рукопись. Видя живой пример писательской одухотворённости, школьники и сами испытали прилив вдохновения. Не был исключением и Витя Астафьев. В своём сочинении он рассказал о том, как однажды четыре дня плутал в тайге. Сочинение Вити было отдельно отмечено учителем. Позже на основе этого школьного рассказа родилось «Васюткино озеро». Плодом любви к литературе, которую привил своим ученикам Рождественский, стал сборник «Мы из Игарки», но Виктор Астафьев в него не попал.

Выпускники железнодорожного училища ФЗО № 1. Справа во втором ряду В.П. Астафьев. 1942
Нагрудный знак «Гвардия» В.П. Астафьева. 1942

Доучиться Виктору Астафьеву довелось лишь до шестого класса, после чего вышел из детдомовского возраста и вынужден был заботиться о себе сам. Главной своей целью он определил заработать денег на пароходный билет, чтобы покинуть Игарку и попытаться поступить в какое-нибудь училище. В 17 лет Виктор возвращается в Красноярск и поступает в школу ФЗО №1, спешно созданную на станции «Енисей» в Красноярске. Обучение заняло шесть месяцев с декабря 1941 по май 1942, после чего Виктор был отобран в бригаду составителей поездов пригородной станции Базаиха.

Несмотря на бронь, осенью 1942 года, добровольцем отправился на фронт. Поначалу был назначен шофёром в 92-й гаубичной бригаде, позже прошёл подготовку на артразведчика, потом получил специальность связиста взвода управления. Связистом прошёл всю оставшуюся войну. Фронтовые заслуги Астафьева отмечены орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, “За освобождение Польши”.

После тяжёлого ранения под польским городком Дукла в 1944 году Астафьев почти восемь месяцев провёл в госпиталях, был признан негодным к строевой службе и направлен на почтово-сортировочный пункт 1-го Украинского фронта, располагавшийся неподалёку от станции Жмеринка, в местечке Станиславчик. Там он повстречал Марию Семёновну Корякину. Их сблизила любовь к книгам, почти сразу после демобилизации они расписались и Виктор, которому по сути некуда было возвращаться, принял решение отправиться в родной Марии Семёновне городок Чусовой Молотовской (Пермской) области.

Молодая семья Астафьевых нуждалась в деньгах, а потому Виктор, из-за ранения не имеющий возможности работать по специальности составителя поездов, брал на себя разные профессии. Вместе с другими недавно демобилизованными чистил снег на вокзале, работал слесарем в депо и литейном цеху.

В.П. Астафьев, работник литейного цеха военного депо в Чусовом. 1949
Племянник М.С. Корякиной-Астафьевой Анатолий Петрович Хорошунов. 1961

В доме Корякиных молодожёнов приняли радушно, но теснота и скученность давали о себе знать. Вскоре после Марии на Урал вернулась и её сестра Калерия с мужем Петром, офицером СМЕРШа. Калерия была беременна, отношения между Петром и Виктором были постоянно напряжёнными, а когда Калерия родила сына Анатолия, места стало совсем мало. Решением проблемы могло стать переселение четы Астафьевых во флигель, но квартиранты не хотели освобождать жилую площадь. Обстановка накалялась и после одной из ссор Виктор решил уехать в Сибирь к родственникам. Мария не удерживала мужа, и даже казалось подержала его желание, хоть и не знала, вернётся ли он потом.

Вскоре Марии Семёновне всё же удалось добиться выселения жильцов из флигеля, и она начала его обустраивать. Через некоторое время Калерия тяжело заболела. Узнав об этом, Виктор вернулся из Сибири. Несмотря на неприязнь к её мужу, он всё же не мог откреститься от родни со стороны жены.

Победить болезнь Калерии не удалось. Пётр, под предлогом отправки в Японию на службу, покинул Чусовой. Он обещал вернуться за сыном Толей, увезти его к родным в Ростов, но так его следы и затерялись, а Толя стал частью семьи Астафьевых.

11 марта 1947 года в семье Астафьевых появилась дочка Лидочка. Она прожила лишь полгода, умерев от диспепсии. Практически вслед за ней покончил с собой Василий, брат Марии Семёновны. Эти две трагедии, идущих одна за одной, вновь внесли разлад в дом Астафьевых. Снова Виктор принял решение уехать в Сибирь, несмотря на беременность супруги.

Виктор Петрович и Мария Семеновна Астафьевы. Репродукция с фотографии. 1946
Ира Астафьева в возрасте 2-х лет. 1950

Весной 1948 года появилась на свет дочь Ирина, вскоре вернулся и Виктор. Устроился в литейный цех, там сулили неплохую зарплату и продовольственные карточки, попутно его убедили окончить рабочую вечернюю школу. Позже удалось получить работу в колбасном цеху, но ранения и военная усталость сыграли свою роль. Всё чаще проявлялись болезни и стало ясно, что Виктору подходит лишь лёгкий труд. Всё в том же колбасном цеху он устроился вахтёром.

Вскоре в местной газете «Чусовской рабочий» было дано объявление о создании литературного кружка. Виктор решил посмотреть, что из себя представляют сходки литераторов и отправился на встречу. На занятии кружка начинающий литератор И. Реутов зачитал свой рассказ «Встреча». Присутствующие похвалили дебютанта, сдержанно покритиковали, и только Виктор в пух и прах разнёс автора, заявив, что никогда такой муры и вранья не читал. Собравшиеся набросились на наглеца, мол раз критикуешь, напиши лучше. Этот конфликт подстегнул Астафьева написать собственный рассказ. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» он был опубликован под названием «Гражданский человек».

Рассказ был подвергнут жёсткой цензуре, но скандал вокруг него сыграл только на пользу, Астафьева заметили в областном издании и также пожелали напечатать столь громкого дебютанта.

С 1951 года по 1955 год Астафьев был сотрудником газеты “Чусовской рабочий”. В 1953 году в Молотове (ныне — Пермь) вышла первая книга Астафьева “До будущей весны”. В 1955 году — опубликована вторая книга писателя под названием “Огоньки”. С апреля 1957 года Астафьев — специальный корреспондент Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман “Тают снега”.

Удостоверение В.П. Астафьева, литературного работника редакции газеты «Чусовской рабочий». 1954
Свидетельство №194 В.П. Астафьева об окончании Высших литературных курсов. 1961

В 1959-1961 годах Виктор Астафьев учился на Высших литературных курсах в Москве. К тому моменту он уже был достаточно известным периферийным писателем. По воспоминаниям Виктора Петровича, эти курсы дали ему серьёзный творческий стимул. Находясь в Москве, он активно постигал театральную и литературную классику, пристрастился к классической музыке. На курсах собрались многие молодые литературные таланты СССР, общение и творческие диспуты с ними также помогли Астафьеву внести новое дыхание в свои произведения.

Не обходилось, конечно, без курьёзных случаев. Как вспоминал Астафьев, большинство приехавших на курсы писателей были лишены детства и юношества войной, а потому, вновь оказавшись за партой, решили наверстать упущенное.

Особенно часто от проделок великовозрастных «школьников» страдала Нина Михайловна Молева, читавшая лекции по истории искусств. «Мы, дураки, не сразу оценили её. Случалось, гасили свет перед лекцией… Как стыдно мне за прошлое ребячество взрослых мужиков!». Между тем, именно Нину Михайловну Астафьев считал своей любимой преподавательницей на курсах.

Конец 1950-х годов отмечен расцветом лирической прозы Виктора Астафьева. Повести «Перевал» (1958-1959) и «Стародуб» (1960), повесть «Звездопад» (1960), написанная всего за несколько дней, принесли писателю широкую известность.

В.П. Астафьев в домашнем халате за письменным столом. 1979
В.П. Астафьев за письменным столом. 1956

Чрезвычайно плодотворными для писателя были 1960-е годы: написана повесть «Кража» (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон». В 1968 году повесть «Последний поклон» вышла в Перми отдельной книгой.

Идея создания современной пасторали «Пастух и пастушка» зрела в голове Астафьева на протяжении 14 лет. Она возникла совершенно случайно, когда писатель, направляясь в командировку, проспал свою станцию и был вынужден около суток провести на железнодорожном разъезде. С собой у него была только пачка сигарет и книга аббата Прево «Манон Леско».

Именно эта книга, по словам самого Виктора Петровича, вдохновила его на размышления о возможности подобной истории любви в наш железный XX век. Однако было бы преувеличением утверждать, что книга Антуана Франсуа Прево стала главным источником вдохновения для «Пастуха и пастушки». От первоначального наброска, по словам писателя, осталось не более трёх строчек. Даже после публикации текста Астафьев продолжал его редактировать.

К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатались в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» вышли отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».

Один из самых известных рассказов Виктора Астафьева, «Царь-рыба», был опубликован в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в 1977 году в издательстве «Молодая гвардия».

Путь этого рассказа был непростым: многие восприняли поднятую Астафьевым тему экологии как антисоветскую. Лишь спустя время стало очевидно, что Виктор Петрович опередил своё время, а в 1970-х цензура безжалостно сокращала «Царь-рыбу».

В 1978-1982 годах Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», издал в 1988 году.

В 1980 году писатель переехал жить на родину — в Красноярск. Здесь начался новый период его творчества. В Красноярске и Овсянке — деревне его детства — он написал романы «Печальный детектив» (1985) и «Прокляты и убиты» (1995) и ряд повестей.

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимался публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979 год, о Сибири, куда вернулся в 1980 году, составили сборники «Древнее, вечное…» (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985).

29 ноября 2001 года писатель скончался в своей квартире в Академгородке, похоронен на овсянском кладбище возле села Овсянка.

Творчество Виктора Астафьева стало ярким явлением в русской литературе XX века. Его произведения переведены на многие языки мира, а сам писатель стал символом сибирской культуры и традиций.

В.П. Астафьев в своей квартире в Академгородке. 1983

Владимир Иванович Долгих , управляющий НГМИ. 1965

Владимир Иванович Долгих (1924-2020)

С именем почётного гражданина Красноярского края Владимира Ивановича Долгих связано зарождение мощной производственной базы на Севере. За время его работы на Норильском горно-металлургическом комбинате имени А. П. Завенягина на картах появились такие города и посёлки, как Талнах, Снежногорск, Мессояха, Солёное, Тухард, а промышленность Красноярского края совершила небывалый рывок.

Он родился 5 декабря 1924 года в городе Иланске Красноярского края в семье железнодорожного рабочего. С раннего детства Владимир пристрастился к чтению, благодаря железнодорожной библиотеке, которой заведовал его брат. Читал всё, что удавалось найти, без какой-либо системы. По собственным воспоминаниям, будучи школьником перечитал всего Мопассана.

В иланской школе №61 был примерным учеником, с раннего детства проявлял лидерские навыки. Сначала возглавлял пионерскую дружину, позже местную комсомольскую организацию.

«В семье нас никто не контролировал, родителей никогда не вызывали учителя, никто особенно не беспокоился о моей успеваемости — все происходило как-то само по себе. Никаких хлопот родителям я не доставлял. В свободное время активно участвовал в самодеятельности, играл в школьном оркестре — на кастаньетах, на мандолине. Любил активный отдых. Развлечения у нас тогда были самые простые. Мы играли в городки, в «бабки» (игра наподобие городков, где вместо деревянных палочек используются надкопытные кости), в лапту…Свои первые деньги мы с друзьями заработали, учась в седьмом или в восьмом классе. Кололи дрова на железнодорожном складе и на вырученную сумму купили себе настоящий, хороший футбольный мяч».

Когда разразилась война, семнадцатилетний Владимир приписал себе на призывном пункте один год, чтобы попасть добровольцем на фронт. В декабре 1941 года, после политической и боевой подготовки, направлен в составе маршевой роты под Москву. Позже занял пост политрука роты 25-го стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии. В феврале 1943 года во время освобождения города Ливны Орловской области попал под миномётный обстрел и был тяжело ранен. До февраля 1944 года находился в госпиталях, после чего был демобилизован и вернулся в Иланск, а потом в Иркутск – к старшему брату.

После окончания войны комсомольский активист задумался о способах помочь возрождающейся после опустошения стране, и принял решение поступить на факультет цветных металлов в Иркутский горно-металлургический институт, который закончил в 1948 году, получив редкую специальность по аффинажу платиновых металлов.

После выпуска был направлен на Красноярский аффинажный завод (ныне – Красноярский завод цветных металлов имени Владимира Гулидова), где за десять лет прошёл путь от начальника смены до главного инженера.

В 1958 году Владимир Иванович получил приглашение на пост главного инженера Норильского горно-металлургического комбината. Город на тот момент страдал от двух основных проблем.

Первой были условия труда. Слабая механизация, отсутствие вентиляции, зачастую пренебрежительное отношение к технике безопасности. Вторая заключалась в неясности судьбы самого Норильска. На тот момент основные источники богатых руд были практически отработаны и, казалось, что экономически наиболее выгодным было не развитие имеющегося производства, а освоение новых месторождений на Кольском полуострове, Забайкальском крае и даже на дружественной СССР Кубе.

Морозов С.Н. Портрет В.И. Долгих, главного инженера Норильского Горно-металлургического комбината им. А.П. Завенягина, позднее директора. 1980-е

Долгих поднял перед правительством РСФСР вопрос механизации предприятия, оно получило новую технику – автомобили, экскаваторы, буровые станки. Ему удалось убедить Совнархоз и Министерство геологии провести геологоразведку, чтобы расширить производство в Норильске.

В результате, ставка оправдала себя, и одна за другой стали вскрываться богатые месторождения в районе рек Талнах и Хараелах. На первый рудник Талнаха «Маяк» были брошены все силы, проведено энергоснабжение, построена дорога.

Не забывали и о социальной структуре для работников, в посёлке геологов была организована лучшая столовая, появился первый в Норильске детский сад с бассейном.

В 1964 году Владимир Иванович вместе с министром цветной металлургии СССР Петром Фадеевичем Ломако был вызван в Кремль, где представил Никите Хрущёву своё видение будущего Норильска. Он доказал генеральному секретарю, что Норильский комбинат способен обеспечить все потребности Советского Союза в цветных металлах, но для этого требуются дальнейшие инвестиции в инфраструктуру и механизацию. Но ресурсов Министерства цветной металлургии недостаточно, нужны целевые государственные вливания.

После доклада Долгих на президиуме ЦК была создана комиссия и подготовлено постановление партии и правительства о развитии Норильского комбината на базе руд Талнахского месторождения. Стали готовиться к поэтапному развитию предприятия, к работам привлекались самые квалифицированные кадры из ведущих институтов страны. Стало ясно, что Норильск — одна из ведущих строек СССР.

Группа Героев Социалистического Труда. Слева направо: Е.П. Буховцев, В.Г. Девятко, В.И. Долгих, А.С. Шереметов, В.А. Панфилов. 1965

В 1965 году за выдающие заслуги в выполнении задачи по увеличению производства цветных металлов и достижении высоких технико-экономических показателей на Норильском горно-металлургическом комбинате Владимиру Ивановичу Долгих было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.

С 1969 по 1972 год Владимир Иванович Долгих – первый секретарь Красноярского крайкома партии. 1960-1970 годы – период бурного промышленного развития Красноярского края. Возникают такие гиганты энергетики, как Саяно-Шушенская и Красноярская ГЭС, Хантайская станция, вкупе с богатыми сырьевыми ресурсами, были заложены предпосылки создания промышленных комплексов. В результате край стал не только самодостаточной территорией, но и донором для других регионов страны.

В. И. Долгих, секретарь крайкома КПСС, на Хантайской ГЭС. 1969

В 1972 году Долгих избран секретарём ЦК КПСС, где курировал нефтегазовую промышленность, металлургию, геологию.

В течение 24 лет — с 1976 по 1991 год — Долгих избирался депутатом Верховного Совета СССР, был кандидатом в члены Политбюро. Курировал промышленность, металлургию, народное хозяйство, лесную отрасль, геологоразведку.

В начале XXI века Владимир Иванович вёл активную общественную деятельность, возглавлял Московское городское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.

Кроме этого Владимир Иванович являлся членом совета директоров ОАО «ГМК «Норильский никель» и возглавлял Общественную палату Москвы. Владимир Долгих являлся бессменным председателем некоммерческой организации «Красноярское землячество».

Владимир Иванович Долгих скончался 8 октября 2020 года в Москве на 96-м году жизни.

Венюков И.Б. Делегация французских коммунистов на встрече с первым секретарем КПСС В.И. Долгих. 1972

Фото: фонды Красноярского краевого краеведческого музея